Разговоры о повышении акцизов на нефтепродукты ходили давно. Топливно-энергетический комплекс является одним из основных источников пополнения федерального бюджета, поэтому подобное развитие событий предсказать было не сложно.

В итоге, в наступившем 2018-ом году акцизы на бензин и дизельное топливо вырастут два раза: с 1-ого января и в середине лета. В январе акцизная ставка на автомобильный бензин экологического класса 5 составит 11 213 руб. за тонну, а с 1-ого июля- 11 892 руб. Повышение акцизов коснется и дизельного топлива. К середине года ставка акциза на топливо составит уже 8258 рубля.

Как заявляют в Правительстве, дополнительные средства, полученные за счет ТЭК (а планируется получить более 88 млрд. рублей) будут направлены на строительство дорог и развитие инфраструктуры Крыма, Калининграда и Дальнего Востока.

Надо заметить, что дополнительный доход в бюджет планируется получить не только в результате поднятия общей ставки акцизов, но и из-за отнесения к подакцизным средним дистиллятам более широкого круга товарной продукции. Эти меры по разным оценкам позволят получить дополнительно до 20 млрд. рублей.

Однако то, как определялся новый перечень подакцизной продукции вызывает целый ряд вопросов. Спешка, в которой готовился новый документ не позволила экспертному сообществу прийти к единому мнению относительно точного определения средних дистиллятов и их основных признаков.

В предыдущей редакции закона, средними дистиллятами признавались нефтепродукты с плотностью 750-930 кг/м3 при 20°С и температурой конца кипения от 215 до 360°С. Теперь фракционный состав, позволяющий наиболее полно охарактеризовать нефтепродукт, в налоговой норме не упоминается. Удаление этой нормы позволяет подвести под акциз более тяжелые средние дистилляты, ранее налогом не облагавшиеся: печные и судовые топлива, топлива для сельскохозяйственной техники, которая при этом не требует применения топлива 5-ого экологического класса! Последнее может быть наиболее болезненно по возможным последствиям.

С первого января средними дистиллятами признаются нефтепродукты с плотностью не более 930 кг/м3 при 20°С, при этом содержащие не более 30 процентов ароматических, непредельных и (или) кислородсодержащих соединений. Также средними дистиллятами не будут считаться нефтепродукты удовлетворяющими одному из условий: либо их кинематическая вязкость при 100°С должна составлять 2,2 сСт и более, либо температура вспышки в открытом тигле должна быть выше 80°С, а температура застывания не превышать минус 35°С.

Что мы имеем в итоге? Вместо одного понятно параметра – фракционный состав, который было легко проверить в любой лаборатории, был введен целый ряд условий, которые только косвенно являются признаками средних дистиллятов. Кроме того, далеко не каждая заводская лаборатория имеет техническую возможность определения тех же ароматических соединений, не говоря уже о определении содержания кислородсодержащих соединений, которые до этого в дизельных топливах не определяли вообще. Так, что техническая сторона нового закона, как это часто бывает, вызывает множество вопросов.

Считается что топливный акциз вводится для сбора денег на строительство дорог, но условный трактор или сеялка редко покидают поля и выезжают на дороги общего пользования. Кроме того, рост цен на технологическое топливо для сельхоз техники, который незамедлительно последует за введением акциза, приведет и к подорожанию продуктов питания, т.к. доля топлива в стоимости продукции значительна.

Большая дополнительная финансовая нагрузка ляжет и на нефтепереработчиков. И если крупные вертикально интегрированные нефтяные компании с тем или иным успехом в любом случае приспособятся к новым правилам, то для независимых игроков новые акцизы могут стать болезненным ударом. А между тем не стоит забывать, что независимые компании не только перерабатывают значительную долю нефти, на НПЗ не входящих в ВИНКи трудится более 200 тыс. человек, которые могут пострадать от введения новых акцизных ставок. А это важнейший социальный фактор.