Ароматические амины в технике известны давно, с начала XX века.
Так, технический монометиланилин (ММА), известный под названием экстралин, был первой антидетонационной присадкой к топливам и с 1919 года вводился в авиационные бензины в количестве до 4% для повышения их сортности. Производство экстралина в больших количествах было организовано в Советском Союзе, в частности на Дорогомиловском химическом заводе в Москве, который в военные годы сыграл большую роль как поставщик экстралина для нужд военной техники.
Многие современные антидетонаторы в качестве активного компонента содержат монометиланилин. Монометиланилин наиболее эффективен в бензинах парафино-нафтенового основания, характеризующихся невысоким ОЧ, и наименее – в ароматических углеводородах. При его содержании 1-2% повышение ОЧ бензина составляет 3-6 единиц в зависимости от группового углеводородного состава и значения исходного ОЧ.
Кроме того, к применению в качестве антидетонаторов с целью утилизации продукта применялись ксилидины и самины (смесь ксилидинов с ди- и триэтиленаминами). Однако присадки на базе этих аминов не нашли широкого промышленного применения, из-за ряда недостатков таких как: повышенная склонность к смолообразованию и увеличению износа деталей цилиндро-поршневой группы, токсичность, низкая физическо-химическая стабильность, плохие органолептические свойства.
N-метиланилин напротив до последнего времени широко применялся на всех крупнейших нефтеперерабатывающих предприятиях. Однако, начиная с 2016 г., его использование в автомобильных бензинах полностью запретили. Причины его запрета вряд ли имели технологическую причину и до сих пор являются предметом широкого обсуждения. Возникает вопрос, каким образом отечественным НПЗ обеспечить выработку высокооктановых бензиновых топлив? Ведь проблема усугубляется еще и тем, что основным носителем октанового числа в российских бензинах являются фракции риформинга, но их доля значительно снижается в связи с требуемым ограничением концентрации ароматических углеводородов. Причем удалению 5% ароматических углеводородов соответствует «потеря» 1 ед. ОЧ, которую также надо восполнять.
Таким образом, отказ от ММА и сокращение доли бензиновых фракций риформинга должны быть скомпенсированы вовлечением в их состав других высокооктановых компонентов – оксигенатов (спирты С2-С4 и простые эфиры на их основе: МТБЭ, МТАЭ, ЭТБЭ и др.).