Мировая потребность в средних дистиллятах, включая дизельные топлива, растет высокими темпами. Требования к характеристикам топлив также быстро меняются и постоянно ужесточаются. В число критериев оценки качества высокосортных дизельных топлив входят следующие показатели: содержание серы, ПАУ, цетановое число, плотность, фракционный состав. Однако дизельные топлива применяются в довольном широком температурном диапазоне окружающей среды. Как правило, применение топлив при положительных температурах сложностей не вызывает. При температурах ниже 0°С возникают трудности, связанные с нарушением прокачиваемости дизельного топлива из-за его загустевания. В связи с этим особое внимание уделяется низкотемпературным свойствам ДТ, к которым относятся следующие показатели: температура помутнения, предельная температура фильтруемости и температура застывания.

Низкотемпературные характеристики ДТ определяются их углеводородным составом, и в первую очередь содержанием нормальных парафинов, имеющих высокие температуры плавления и способных при понижении температуры окружающей среды выкристаллизовываться из топлива и выпадать в осадок, тем самым нарушая работу топливного фильтра.

Достигнуть улучшения низкотемпературных свойств дизельных топлив можно двумя различными методами:

  • первый связан с уменьшением содержания нормальных парафинов в топливе с помощью различных каталитических гидрогенизационных процессов (каталитическая гидродепарафинизация, каталитическая гидроизомеризация и др.),
  • Второй основан на применении депрессорных присадок.

Большинство российских НПЗ не обладают достаточными производственными мощностями, поэтому наиболее актуальным способом производства зимних и арктических сортов дизельных топлив, является применение депрессорных присадок. Так, правильно подобранные композиции в концентрации 0,02-0,05% масс. способны снизить температуру застывания и ПТФ дизельных топлив на 20-30°С.

Исследования в области применения депрессоров к ДТ начались примерно в середине XX века. Почему так поздно? Это объясняется следующим. Депрессорные присадки принципиально направлены на понижение температуры застывания дизельных топлив, при этом температура помутнения – показатель, который долгое время считался определяющим критерием пригодности топлив к использованию в зимний период – практически не изменяется.

В 60-е годы на основании многочисленных эксплуатационных испытаний и накопленного опыта было показано, что дизельное топливо может быть использовано в двигателях и при температурах ниже температуры помутнения. Это обстоятельство послужило основанием для начала работ в области синтеза и исследований депрессорных присадок к топливам.

Механизм действия депрессоров до конца не изучен. Согласно одной из основных гипотез молекулы депрессора сорбируются на поверхности кристаллов парафинов и тормозят рост и слипание молекул парафинов, тем самым препятствуя образованию отложений.

Выделяют три основных типа соединений, на базе которых получены основные эффективные депрессорные присадки: сополимеры этилена с винилацетатом (ЭВА), полиметилметакрилаты (ПМА) и сополимеры олефинов. В промышленности наиболее распространены присадки на основе ЭВА-сополимеров, т.к. они универсальны: подходят практически ко всем топливам и влияют на все низкотемпературные показатели. Однако их недостатком является сложность технологии производства, требующая высоких давлений: от 10 до 100 МПа.

Вводить депрессорную присадку в топливо рекомендуется при температуре примерно на 10°С выше температуры его помутнения. Улучшать уже помутневшее топливо депрессором бесполезно.

Однако, эффективно улучшая низкотемпературную прокачиваемость и фильтруемость дизельных топлив, депрессорные присадки не решают проблемы их холодного хранения, т.е. не предотвращают образование кристаллов парафинов, а только препятствуют их росту. В результате этого кристаллы парафинов оседают на дно, и в топливе образуется два подвижных слоя: верхний – прозрачный, и нижний – мутный, содержащий осевшие парафины. Пуск двигателя на таком топливе значительно осложнен.

Решение проблемы нашлось в использовании присадок к дизельному топливу, обладающих диспергирующими свойствами. Принцип действия данного типа присадок заключается в образовании на поверхности кристаллов одноименно заряженного электростатического слоя, обеспечивающего взаимное отталкивание молекул н-парафинов.

В настоящее время в дизельное топливо добавляют исключительно композиции депрессоров с диспергаторами.

Мы предлагаем деперссорные присадки, как собственного производства ANTIPARAFIN 7500 CHIMTEC 731, так и аналоги от Мировых лидеров Clariant и BASF