Перед тем как попасть в бак Вашего автомобиля бензин проходит большой и трудный путь от поступления на НПЗ в виде нефти до товарного топлива АИ-92 или 95. Путь полный сложных технологий и химических превращений. Это известно многим. Но путь, который проходит нефть от скважины до поступления на завод не менее сложен.

При добыче нефти, вместе с ней на поверхность поднимаются попутный газ, механические примеси, частицы породы и цемента, пластовая вода. Чем старше скважина, тем больше пластовых вод будет содержаться в нефти. Дело в том, что дополнительное количество вводы закачивают в скважину чтобы поддержать пластовое давление – скомпенсировать ту нефть, которую уже выкачали. Содержание воды в нефти может достигать 70-80%. И поскольку в этой воде высоко содержание растворенных минеральных веществ она будет вызывать повышенную коррозию, износ труб и оборудования.

Поэтому, чтобы поступить в трубопровод и отправиться на дальнейшую переработку нефть должна пройти первичную подготовку и соответствовать требованиям ГОСТ 51858.

Сначала нефть с водой и примесями с нескольких скважин (так называемого куста) поступает на автоматические групповые замерные установки, где производится ее учет, а также первичное отделение механических примесей, воды и попутных газов, которые в дальнейшем поступают на переработку на ГПЗ.

После первичной подготовки, нефть с замерных установок направляют на центральный пункт сбора, чаще всего единый для всего нефтяного месторождения. Центральный пункт сбора представляет собой комплекс различных установок. В него входит установка комплексной подготовки нефти, где происходит финальное доведение нефти до требований ГОСТ. В первую очередь необходимо отделить пластовую воду. Для этого применяется рад методов.

Чаще всего нефтью с водой просто заполняют резервуары и оставляют их отстаиваться на двое суток. Если в это время подогревать нефть до 70 градусов, то процесс разделения фаз заметно ускоряется. Однако этот метод все же малоэффективен.

Если в данном процессе будут использованы специальные реагенты – деэмульгаторы, то эффективность разделения возрастет в разы. Неионогенные ПАВ входящие в состав реагентов вытеснят природные эмульгаторы с поверхности раздела фаз «нефть-вода» и будут способствовать более полному обезвоживанию товарной нефти.

Но самым эффективным на сегодняшний день методом обезвоживания является электрохимический метод. В специальных электродегидраторах эмульсия нефти с водой в присутствии деэмульгаторов, таких как CHIMTEC EP 6110 проходит через электрическое поле высокого напряжения, что позволяет получить нефть с минимальным остаточным содержанием воды. Однако такие методы дорогостоящи и чаще всего применяются уже непосредственно на НПЗ.

Удаленная вода тем временем поступает на установку по подготовке воды, так как она содержит большое количество механических примесей, солей, оксидов железа. Все они пагубно влияют на процесс добычи нефти, поэтому прежде чем закачать эту воду обратно в продуктовый пласт, ее тщательно очищают при помощи специального оборудования. Вместе с чистой пресной водой из рек или артезианских скважин эта вода будет закачена обратно для поддержания нужного давления.

Еще одной проблемой при транспортировке нефти к заводу может стать ее высокая температура застывания. Из-за высокого содержания тугоплавких парафинов нормального строения нефть может застывать и не перекачиваться уже при небольших морозах. Справиться с этой проблемой призваны специальные депрессорные присадки для нефти и темных нефтепродуктов, такие как CHIMTEC M370 или CHIMTEC Z591. При введении в малых дозировках они позволяют снизить ее температуру застывания, чем значительно облегчают ее дальнейшую транспортировку.