На сегодняшний день Казахстан является одним из главных стратегических партнеров нашей страны в нефтяной отрасли. Среди стран бывшего Советского союза, наш сосед обладает крупнейшими месторождениями жидких углеводородов после России. Нас объединяет общая история, география (граница России с Казахстаном является самой протяженной сухопутной границей в мире), тесные экономические связи. Казахстан на ряду с Белоруссией стояли в 2010 году у истоков создания Таможенного Союза ЕАЭС, поэтому в наших странах действует единый стандарт на нефтепродукты: ТР ТС 013/2011 «О требованиях о автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту», определяющий общие требования к качеству нефтепродуктов, производимых в обеих странах.

Казахстан является одной из крупных нефтедобывающих стран мира. Его нефтяная промышленность берет начало ещё в конце XIX века, намного раньше, чем стали добывать нефть на ближнем востоке (Кувейте, Саудовской Аравии) или, например, в Норвегии. Разведанные запасы нефти в Казахстане составляют 1,8% от общемировых запасов. Крупнейшими месторождениями являются – Тенгиз в Атырауской области (балансовые запасы 3,1 млрд. тонн нефти) и Карачаганакское нефтегазоконденсатное месторождение (1,2 млрд. тонн нефти и 1,35 трлн. м3 газа).

На рынке Казахстана работают как местные компании (крупнейшей из них является КазМунайГаз – национальная нефтегазовая компания по добыче, переработке и транспортировке нефти), так и крупнейшие американские и европейские компании: Chevron, Eni, ExxonMobil, Royal Dutch Shell. Еще недавно доля этих компаний в нефтяной промышленности страны достигала 40%. Активно развивают Казахстанское направление китайские компании – CNPC и SinoPec. На долю российских компаний приходится порядка 4,5 млн. тонн добываемой нефти. Речь идет в первую очередь о Лукойле и Роснефти.

Что касается переработки нефти, то на данный момент в стране работает три нефтеперерабатывающих завода: Атырауский и Павлодарский НПЗ, принадлежащие КазМунайГаз и Шымкентский НПЗ, принадлежащий совместно КазМунайГаз и канадской компании PetroKazakhstan. Однако все эти заводы были введены в строй довольно давно и во многом морально устарели. Атырауский НПЗ был введен в строй еще в 1945 году на базе оборудования ввезенного по ленд-лизу. Павлодарский и Шымкентский были построены позднее: в 1978 и 1985 году соответственно. Но все равно, объема, производимого ими нефтепродуктов не хватает чтобы полностью обеспечить даже собственные внутренние нужды республики. Складывается парадоксальная ситуация – страна, входящая ТОП-20 мировых экспортеров нефти, уже много лет является крупным импортером светлых нефтепродуктов. В Казахстане также действует 32 мини-НПЗ общей мощностью 6,5 млн тонн в год, однако только один из их имеет возможность выпускать автомобильные бензины 5-ого экологического класса.

В продуктовой линейке большинства НПЗ наблюдается явный перекос в сторону производства остаточного нефтяного топлива. Вложения в заводы после 1991 года были минимальны, в результате чего их продукция больше не соответствует структуре внутреннего спроса. Для сравнения: в России к 2017 году доля производимых заводами высококачественных нефтепродуктов составляла ок. 78%, когда в Казахстане это значение не превышает 55-59%.

Ситуацию должна была исправить комплексная модернизация НПЗ, необходимая не только для того, чтобы увеличить мощности производства бензина и дизельного топлива, но и для того, чтобы достичь требований технического регламента общего для всех стран, входящих с Таможенный союз. Но на деле программа затянулась. Модернизация должна была завершиться в 2015 года, но на сегодня до ее полной реализации всё еще далеко.

В результате, накладки в ремонте заводов, снижение курса тенге к доллару и рост цен н бензин в России привели к дефициту бензина на внутреннем рынке Казахстана в 2017 году.

Что же мы имеем в итоге? Не смотря на статус нефтяной державы поставки высококачественных нефтепродуктов из России в ближайшие годы будут иметь стратегически важное значение для Казахстана. Невысокое качество производимой продукции внутри страны также будет требовать применения высококачественных присадок и реагентов, производимых в России и Европе. А между тем, обычные автомобилисты все чаще переводят свои автомобили на «газ» опасаясь нового дефицита на рынке ГСМ.

Вся продукция ХимТЭК доступна для заказа на территории Казахстана.

Нашими сотрудниками проработаны оптимальные пути логистики.

Ваши партнеры по бизнесу уже используют нашу продукцию, присоединяйтесь.